ИГРА КАУЛЕНА
1. g3—f4 f6—e5 2. h2—g3.
Ф. Каулен считался одним из самых сильных шашистов в дореволюционной России.
Одна из дебютных систем, которую Ф. Каулен разработал и часто применял в различных соревнованиях, названа его именем.
Учебный пример
1. g3—f4 f6—e5 2. h2—g3 e5—d4 3. c3:e5 h6—g5 4. f4:h6 d6:h2 5. a3—b4 g7—f6 6. b4—а5 f6—e5 7. b2—сЗ h8—g7 8. c3—b4 g7—f6 9. a1—b2 e5—f4 10. e3:g5 f6:h4 11. d2—e3 b6—с5 12. b4:d6 c7:e5 13. b2—сЗ e5—f4 14. e3:g5 h4:f6 15. c3—d4 a7—b6 16. a5:c7 d8:b6? (Этот ход проигрывает партию. Надо побить 16... b8:d6, и позиция черных защитима.) (Диаграмма 1.)
17. c1—d2! (После этого хода у черных единственное продолжение 17... b6—а5. На 17... е7—d6 белые проведут комбинацию 18. f2—g3 h2:f4 19. d4—е5 f6:d4 20. d2—еЗ и останутся с лишней шашкой. Не спасает и 17... b8—а7 (или 17... b8—с7), тогда после 18. f2—g3 h2:f4 19. d4—с5 b6:d4 20. d2—еЗ белые попадают на преддамочное поле и снова выигрывают партию.) 17... b6—а5 18. d4—с5! f6— е5 19. d2—c3 е5—f4 20. e1—d2 e7—f6 21. c3—d4 f6—g5 22. f2—g3 f4—e3 23. d4:f2 h2:f4 24. f2—g3 f4:h2 25. h6:f4 f8—e7 26. f4—e5 b8—с7 27. d2—сЗ, и белые победили. (Партия Б. Герцензон — Ф. Семенов.)
ИГРА ФИЛИППОВА
1. e3—d4 d6—e5 2. a3—b4h6—g5.
Начало разработано в конце XIX века известным петербургским шашистом Василием Григорьевичем Филипповым. «Учитель» — так называли его многие любители шашечной игры. Он часто и с большим успехом применял его в партиях с сильными противниками. Неожиданные удары, незаметные комбинации и сложная позиционная игра принесли этому закрытому началу большую популярность.
Учебный пример
1. e3—d4 d6—e5 2. a3—b4 h6—g5 3. g4 —h4 b6—а5 4. b2—аЗ e7—d6 5. f2—g3 f8—e7 6.b4—c5 d6:b4 7. a3:c5 c7—d6? (Как заманчиво напасть и попытаться выиграть шашку с5. Но белые оказались дальновиднее: последовала двухвариантная комбинация с проходом в дамки. Черным следовало продолжать 7... g5—f4, сохраняя симметричную позицию.) (Диаграмма 2.)
8. сЗ—b4!! е5:сЗ (проигрывает 8... а5:сЗ из-за 9. d4:b2 d6:b4 10. g3—f4, и куда бы черные ни били, белые снимают четыре шашки или пять шашек и прорываются в дамки) 9. a1—b2! c3:a1 10. d2—e3 а5:сЗ 11. c1—b2 d6:b4
12. b2:d4 a1:e5 13. g3—f4 e5:g3 14. h2:a3 с полным разгромом черных.
Мы с вами познакомились с некоторыми шашечными дебютами. Это только маленькая часть начал, существующих в игровой практике. Дебютам посвящены отдельные книги, в которых разбираются многочисленные варианты, возникающие после тех или иных ходов. В дальнейшем вы познакомитесь по книгам с многогранной теорией начал и сумеете применять ее на практике.
Большинство наших учебных примеров заканчивалось простой или сложной комбинацией. Но наряду с комбинациями в начале партии после ошибки противника можно добиться победы при Помощи позиционной игры. Приведем несколько примеров.
В «городской партии» после ходов: 1. c3—d4 d6—c5 2. b2—сЗ f6—g5 3. c3—b4 g5—h4 4. b4:d6 е7:с5 5. d2—c3 h6—g5? позиция белых (только после одного ошибочного хода черных) становится позиционно выигранной. Далее 6. g3—f4 g7—h6 7. f4—e5. (Диаграмма 3.)
Белые лишили черных взаимодействия между левым и правым флангами. Теперь как бы черные ни играли, поражения им не избежать. Рассмотрим все возможные продолжения.
I. 7... b6—а5 8. d4:b6 a7:c5 9. e3—f4 g5:e3 10. f2:b6, и если черные захотят отыграть шашку ходом 10... b8—а7 то последует 11. c1—d2! а7:с5 12. c3—b4 а5:сЗ 13. d2:b8 с выигрышем.
II. 7... d8—e7 8. e5—d6 с7:е5 9. d4:a5X.
III. 7... f8—e7 8. c3 —b4 e7—d6 9. e5—f6 g5—e7 10. d4—e5 d6:d2 11. b4:f8X.
IV. 7... f8—g7 8. c3—b4 b6—а5 9. b4:d6 g7—f6 10. e5:g7 h6:f8 (если 10... с7:сЗ, то решает 11. g7—f8, а при 10... h8:f6 выигрывает 11. d6—e7)
11. h2—g3 c7:c3 12. g3—f4 (Вначале выигрывается беззащитная шашка g5, а затем такая же участь постигнет и черную шашку сЗ. Лишняя шашка принесет белым победу.)
V. 7... h8—g7 8. аЗ—b4! с5:аЗ 9. e5—d6 с7:е5 10. d4:h8 с выигрышем.
Это пример, где один лишь ошибочный ход в дебюте сразу же приводит к проигрышу.
В «обратной городской» после ходов: 1. c3—b4 f6—е5 2. еЗ—f4 g7—f6 3. b2—сЗ b6—с5 4. d2—еЗ f6—g5? поражения черным не избежать. (Правильно продолжать 4... а7—b6 или 4... f8—g7.) 5. g3—h4 e5:g3 6. h4:f6 e7:g5 7. f2:f6. (Диаграмма 4.)
Теперь у черных два возможных продолжения.
Первое: 7... f8—e7.
Второе: 7... f8—g7. Рассмотрим их.
I. 7... f8—е7 8. h2—g3! e7:g5 9. g3—f4 h8—g7 10. b4—а5 g7—f6
11. a1—b2 g5—h4 12. c3—d4 f6—g5 (не спасает и 12... a7—b6, тогда 13. b2—сЗ f6—g5 14. e1—f2 d8—e7 15. d4—e5 с выигрышем) 13. d4:b6 a7:c5 14.b2—сЗ, и белые должны победить.
II. 7... f8—g7 8. c1—d2! g7:e5 9. e3—f4 e5:g3 10. h2:f4 h8—g7 11. d2—e3 g7—f6 12. b4—а5 f6—g5 13. a1—b2 g5—h4 14. c3—d4, и белым обеспечена победа.
В «игре Филиппова» уже второй ход черных ведет к проигрышу. 1. еЗ—d4 d6—е5 2. a3—b4 b6—а5? 3. f2—еЗ. Этим ходом белые выключили из игры шашки левого фланга черных. Теперь они могут играть только шашками правого фланга. У черных — четыре возможных продолжения.
Первое: 3... а7—b6.
Второе: 3... с7—b6.
Третье: 3... с7—d6.
Четвертое: 3... е7—d6. Разберем их. (Диаграмма 5.)
I. 3... а7—b6 4.b4—c5! b8—а7 5. еЗ—f4 c7—d6 6. b2—аЗ d6:b4 7. аЗ:с5, и белые выигрывают.
II. 3... с7—b6 4.b4—c5! b8—с7 (или 4... d8—c7) 5. e3—f4 c7—d6 6. b2—аЗ
d6:b4 7. аЗ:с5 с выигрышем.
III. 3... c7—d6 4. b2—аЗ b8—с7 (или 4... d8—c7) 5. e3—f4 с7—b6 6.b4—c5 d6:b4 7. аЗ:с5, и снова белые побеждают.
IV. 3... e7—d6 4. b2—аЗ с7—b6 (если 4... d8—е7, то 5. еЗ—f4 с7—b6 6.b4—c5 d6:b4 7. аЗ:с5Х) 5.b4—c5 d6:b4 6. аЗ:с5, и черные должны проиграть.
Мы показали вам приемы позиционного выигрыша в трех дебютах после ошибочных ходов черных. От дебюта зависит многое. Если начало партии разыграно правильно, то в середине ее играющий будет иметь по меньшей мере равную позицию, а может быть, даже и преимущество, которое скажется в окончании.
Далее
Вернуться
в начало
Главная