МАЛОЕ КРУГОСВЕТНОЕ...
На следующий день Сеня, как только пришел из школы, сразу бросился открывать окно: а вдруг Храбрику опять захочется его навестить? Делая уроки, он несколько раз вскакивал со стула и выглядывал наружу, чтобы подать сигнал своему новому товарищу, если тот перепутает окна. И вот радость! Бесшумно и плавно подлетел Храбрик к Сениному окну и сел на подоконник.
— Отправляюсь в малое кругосветное путешествие,— объяснил он.— Могу взять и тебя. Если хочешь, собирайся.
— Неужели ты весь свет кругом облетишь?
— Я сказал «малое», значит, не весь свет, а часть. Ну? Ты, Сеня, решил? Летишь или боишься?
— Ой! Я бы конечно! Только как это сделать?
— Очень просто: одной рукой будешь держаться за мою левую ногу, другой — за правую. Вот и полетишь. Мотор у меня во какой мощный!
— А я не упаду? Не сорвусь?
— Это от тебя зависит. Держись крепче! Если же сорвешься, то тоже не волнуйся: я потом тебя подберу. Летишь?
Желание попутешествовать, да еще подобным образом, было у Сени так велико, что он решился. По указанию Храбрика Сеня дал ему шашки, положил в свои карманы несколько орехов, щипцы и ухватился за ноги своего друга. Тот дернул шнурок, вспыхнула искра, мотор заработал, пропеллеры завертелись — ж-ж-з-з-з!— и путешественники, вылетев из окна, понеслись над до-
мами. Минут через десять Храбрик стал снижаться.
— Что-то испортилось? — встревожился Сеня.
— Без паники! Полный порядок. Я иду на посадку. В том саду — видишь? — есть беседка со столом, и мы сможем на свежем воздухе погрызть орехи и сразиться.
Они уже расставили шашки, когда Храбрик вдруг воскликнул:
— Смотри в ту сторону. Видишь, кто-то идет сюда, к беседке. Какие-то два человека.
— Так это же Громила и Щука.
— Кто? Кто?
— Ну, девятиклассники из нашей школы — Громов и Щукин, но все их зовут Громила и Щука. Может быть, потому, что они страшные задиры — всегда ко всем пристают.
— Да? Тогда ты останься, а мне нужно скорее убраться, а то я за себя не ручаюсь — могу их так поколотить, что потом никакой доктор не вылечит. Лучше полежу в тех кустах и что-нибудь придумаю. А чтобы хорошо думалось, дай мне орехи и щипцы. Быстрее!
Едва Храбрик укрылся в кустах, как девятиклассники вошли в беседку.
— Что ты тут делаешь, кроха? — спросил Щука Сеню.
— Ну его! — хриплым голосом сказал Громила.— Пойдем. Не надо время терять — у него, кроме шашек, ничего нет.
— Подожди,— сказал Щука.— Сейчас узнаем. У тебя, котик, есть какие-нибудь монетки? Только не вздумай нас обманывать!
— Есть,— сказал Сеня.
— Слыхал? — шепнул Щука своему дружку.— У него есть. Надо их отнять!
— Он станет визжать как поросенок, а в саду люди,— прошептал тот.
— Мы сделаем подругому. И Громила обратился к Сене:
— Я сейчас сыграю с тобой в шашки, цыпленок. И если ты проиграешь, то без всякого шума выложишь все свои монетки. Договорились?
— А если я выиграю? — как можно более бодрым голосом спросил Сеня, стараясь скрыть, что ему стало так страшно, что аж в животе похолодело.
— Э, да ты хоть и цыпленок, но очень нахальный! А слышал ты такую старинную песню:
Цыпленок жареный, цыпленок пареный, Цыпленок вышел погулять, Его поймали, арестовали, Велели паспорт показать?
Ну? Слышал? Паспорт у тебя есть?
— Нет,— печально ответил Сеня.
— Вот то-то и оно! — захохотал Громила и стал расставлять шашки.— Так что не груби дяде, а ходи! Твои будут белые.
— А мне такие нахальные нравятся,— сладенько зашептал Щука на ушко Сене. — И я тебе подскажу хороший ход. Только ты меня не выдавай.
Сеня и Громила сели друг против друга, а Щука— рядом с Сеней. Начали играть, и вскоре получилось такое положение:
Диаграмма 19
— Пойди так, крошка! Только так. Это самый хороший ход! — зашептал Щука, подбивая Сеню сыграть 1. d2— сЗ и толкая ногой Громилу, чтобы тот приготовился выигрывать. А Сеня подумал и понял, что на ход 1. d2— сЗ? Громила сможет ответить 1 ...с5—d4 и потом забрать шашку — либо сЗ, либо е5.
«Ну, нет! — решил он.— Лучше я пойду 1. е5—f6. Тогда одна моя шашка f6 будет держать три черных — d8, h6 и h8». И пошел.
Когда после хода Сени Громила сообразил, что проигрывает, потому что три его шашки задержаны всего одной белой, он стукнул по доске кулаком и закричал:
— Ты нахальный цыпленок, пошел по подсказке! Партия не считается, ее нужно переиграть!
Сеня уверял, что Щука подсказывал ему не этот ход, а другой, но Громила не слушал и твердил свое.
УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
При ходе Сени 1. с12 — сЗ из шашек сЗ и е5 словно образовались бы ворота —ЛЮБКИ. ПРОТИВНИК, ЗАШЕДШИЙ В ЛЮБКИ, ПОРОЙ ТАКИМ СПОСОБОМ ВЫИГРЫВАЕТ ШАШКУ.
При ходе Сени 1. е5. — f6! одна шашка f6 стала удерживать на месте три шашки противника, что, конечно, очень выгодно. ТАКАЯ ШАШКА НАЗЫВАЕТСЯ РОЖОН.
Сеня и Громила начали новую партию, и спустя некоторое время на доске получилось следующее положение:
Диаграмма 20
— Сейчас у тебя есть замечательный ход! Иди же, иди! — зашептал Щука, уговаривая Сеню пойти 1. еЗ —f4 и подмигивая своему приятелю.
Сеня уже протянул руку к этой шашке, но вдруг увидел, что если он ею пойдет, то Громила нападет на нее—1 ...f6 —е5, а после вынужденного 2. f4 — g5 нападет еще раз — 2. g7 — h6, и шашка погибнет. Поэтому он сделал другой ход. А Громила, который был уже уверен, что сейчас заберет шашку и будет торжествовать, разозлился, раскричался, скинул все шашки на землю и опять потребовал переиграть, потому что Сеня будто бы воспользовался подсказкой.
УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ
При ходе Сени 1. еЗ— f4? черные получили бы возможность создать этой шашке УГРОЗУ путем 1...f6—е5, а после ухода шашки 2. f4 — g5 создать еще УГРОЗУ, сыграв 2...g7 — h6. СОЗДАНИЕ ЦЕПОЧКИ УГРОЗ ТОЖЕ НЕРЕДКО ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБОМ ВЫИГРЫША ШАШКИ.
В третьей партии у Громилы с Сеней получилось вот что:
Диаграмма 21
Снова Щука; нагнувшись к уху Сени, принялся нашептывать:
— Везет тебе, крошка! Если ты пойдешь так, то обязательно выиграешь!
Левой рукой он показывал ход c1 — d2, а правой за спиной Сени подавал какие-то знаки Громиле. Тот, видимо, понял их и, с трудом изобразив на лице подобие и улыбки, сказал:
— Знаешь что, нахальный цыпленок? Эта жалкая личность,— Громила ткнул пальцем Щуку,— притворяется моим приятелем. А сам во всем мне вредит и потому подсказывает тебе, чтобы ты выиграл. Но мне надоело переигрывать, и я разрешаю сделать подсказанный им ход.
«С чего бы Громила стал таким добреньким? — размышлял Сеня.— Что-то подозрительно! А что выйдет, если я пойду 1. с1—d2? Ой, ведь тогда Громила ответит 1...d4 — еЗ! И я побью одну его шашку, а он у меня две! Значит, надо искать другой ход... Ой! Вот это находка! Я сам могу сейчас выгодно поддать ему шашку— 1. f2 — еЗ! И как бы он ее ни побил, я побью у него две!»
Сеня так и сыграл. И Щука с Громилой, увидев его
ход и поняв, что после 1. d4: f 2 (или f 4: d2) 2. е1:е5 партия будет Сеней выиграна, прямо-таки позеленели от злости, сбросили шашки на землю, вскочили со своих мест, замахали руками и загалдели. Сеня же пригнулся и стал подбирать шашки.
— Я стараюсь! Я напрягаю свои мозги! Я из кожи вон лезу, чтобы придумать и подсказать ему хороший ход, а он ходит как попало! — кричал Щука.— За это надо его наказать!
— Ах ты нахальный цыпленок! — орал Громила.— Когда тебе не разрешают ходить по подсказке, то ты ходишь! А когда разрешают ходить по подсказке, то ты нарочно ходишь не так! Издеваешься над благородными людьми? Партия не считается, и я с тобой больше не играю! Что мы с ним сделаем, Щука?
— Я думаю, его надо посадить в глубокую-преглубокую яму.
— А я думаю, лучше подержать его дня три в завязанном мокром мешке. Впрочем, если он сейчас же тихо выложит на стол все свои монетки, то, может быть, мы его... Постой, Щука! А куда он делся? Под столом его нет!
— А под скамейкой? Нет! Где же он? Смотри! Вон бежит — догоним его!
Увлекшись бранью, они не заметили, как Сеня, ловко проскользнув у них между ног, выскочил с шашками из беседки и помчался к кустам. Задремавший было и очнувшийся от крика Храбрик протирал глаза, когда Сеня, с ходу прыгнув в кусты, схватил его за ноги:
— Храбрик! Миленький! Скорее! Они за мной гонятся! Вот шашки, возьми! И дерни свой шнурок!
На бегу Щука и Громила увидели, как из кустов вылетело что-то длинное и удивительно странное, с двумя — одна за другой — головами, издали похожими на человеческие. А добежав, обнаружили, что Сени в кустах нет. Лица их вытянулись от недоумения...
— Послушай, Громила, ты заметил, как что-то вылетело из кустов? Но если это была птица, то почему она не махала крыльями?
— Да, не махала. И мне даже почудилось, что вылетевший был тот нахальный мальчишка. А?
— Уж не хочешь ли ты сказать, Громила, что...
— Нет, нет! Что ты? Я же еще в своем уме! Просто мы с тобою вчера на солнце перегрелись, а сегодня за этими дурацкими шашками перенапряглись.
И раздосадованные тем, что остались без добычи, Щука и Громила покинули сад.
УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ
Диаграмма 21
При ходе Сени 1. c1 — d2? черные смогли бы поддать одну шашку — 1 ...d4—еЗ, но зато после 2. f2:d4 побить две — 2...с5:с1. Однако Сеня сам так сделал: поддал одну шашку — 1. f2—еЗ, чтобы после 1 ...d4: f2 (или f4, d2) побить две — 2. e1: е5. ТАКОЙ ПРИЕМ —ПОДДАТЬ СВОЮ ШАШКУ ТАК, ЧТОБЫ ЗАТЕМ ЗАБРАТЬ БОЛЬШЕ НЕПРИЯТЕЛЬСКИХ, — ВАЖНЫЙ СПОСОБ ВЫИГРЫША ШАШЕК.
КТО РАЗГРЫЗЕТ ОРЕШКИ?
А удастся это сделать тому, кто будет стараться:
а) ЗАЙТИ В ЛЮБКИ,
б) СОЗДАТЬ УГРОЗУ,
в) ТАК ПОДДАТЬ, ЧТОБЫ БОЛЬШЕ ВЗЯТЬ. Ну и, конечно, обдумывать свой ход и возможный ответ противника, то есть черных.
Диаграмма 22
21. Выиграй шашку и партию.
Диаграмма 23
22. Выиграй шашку и партию.
Диаграмма 24
23. Выиграй шашку и партию.
Диаграмма 25
24. Выиграй шашку и партию.
И в этих шести примерах выиграй шашку и партию!
25. Белые: c1, g1, g3, h4; черные: с7, еЗ, е5, f8.
26. Белые: c1, сЗ, h4, h6; черные: с5, е7, f4, f8.
27. Белые: c1, e1, h4; черные: b4, еЗ, g7.
28. Белые: b2, c1, сЗ, e1, h4; черные: а5, d6, еЗ, f6, g7.
29. Белые: d4, e1, еЗ; черные: b4, b6, d6.
30. Белые: b2, c1, еЗ, g3; черные: b4, d8, е5, h6.
— Так ты говоришь, что играл с ними в шашки? — спросил Храбрик, доставив Сеню в его комнату.
— Да, с тем, которого зовут Громила. Три раза. И я каждый раз должен был его победить, но он прекращал игру. А если бы он...
— Остановись! Почему некоторые, когда их никто не хвалит, начинают сами себя хвалить? Так вот запомни: побеждать КАЖДЫЙ РАЗ может только очень храбрый игрок мирового класса. И такой тебе известен. А ты пока еще...
— Так я ведь выигрывал у него шашку: я поддавал одну, а забирал две и оставался с лишней шашкой.
— Ерунда какая; подумаешь, с лишней шашкой! Возьми с полки твой кулек с орехами. Неси его сюда.
Сеня положил кулек на стол.
— Вот смотри. Сколько в нем орехов? Много! Теперь я беру из него один орех — сколько осталось? Снова много! Беру еще один. Опять осталось много! Выходит, ничего не меняется: больше или меньше на один-два ореха — ничего не значит. Так и в шашках.
— Ну, нет, Храбрик. Поставь какое-нибудь положение, чтобы у тебя было меньше на шашку, и я докажу. Вот доска — поставь.
— Кому ты хочешь доказать? Мне? Чемпиону мирового класса? Никогда! Я сто тысяч раз побеждал тремя шашками против пяти и пятью против десяти. На, доказывай,— и Храбрик поставил шашки, себе пять, Сене шесть. А после нескольких ходов, когда каждый уничтожил по три неприятельские шашки, на доске получилось вот что:
Диаграмма 26
Казалось, что задержать рвущиеся в дамки черные простые шашки Храбрика уже не удастся: если 1. f2— g3, то ответом будет 1...g5— h4 или 1...g5 — f4, а если
1. c1 — d2, то 1...е5 — f4. И тут Сеня, подумав, использовал свою лишнюю шашку так: 1. сЗ — d4! е5: сЗ
2. f2—g3X.
— Это случайно,— сказал Храбрик.— Такие случайности бывают даже у мировых чемпионов, но они за проигрыш не считаются,— и он поставил другое положение с лишней шашкой у Сени, которое вскоре свелось вот к чему:
Диаграмма 27
На ход Сени 1. e1 — f2 Храбрик ответил 1 —f4 — еЗ и гордо заявил:
— А что я тебе говорил? Ты видишь, что я иду прямо в дамки? Запомни раз и навсегда: в шашках главное не число штук, а кто какими играет! Если, как тут, тремя черными шашками командует главный чемпион мирового класса — его имя ты знаешь,— то он легко расправится с четырьмя, с пятью или пусть хоть с шестью белыми, которыми командует какой-нибудь неразумный хвастунишка.
Сене тоже сперва показалось, что черная шашка еЗ обязательно проберется в дамки. Но когда он поразмыслил, то улыбнулся и, сказав «Бей, Храбрик!», пошел 2. f2 — g3. А после 2...h4:f2 сделал ход 3. h2 — g3 и воскликнул: «Еще бей!»
Храбрик быстро протянул руку, чтобы забрать шашку g3, но тут же поняв, что получится, нахмурился и вскочил со стула:
— Ой, совсем забыл! Я одному человеку обещал быть у него в пять часов и должен срочно тебя покинуть.
— В пять? Сейчас еще только три.
— Все равно должен срочно тебя покинуть: я другому человеку обещал быть у него в три часа. Пока! — И Храбрик вылетел из комнаты.
Ты, дорогой читатель, конечно, понимаешь, чем закончилась бы эта партия. Кстати, убедись, что после 1. e1—f2 черные проиграли бы и при других ответах:
1...с7—b6 2. с5:а7 f4—еЗ 3. а7—b8 и т. д.
1...c7—d6 2. с5:е7 f4— еЗ 3. е7—f8 e3:g1 4. f8—с5 h4—g3 5. h2:f4 g1— h2 6. d4—e5 и т. д.
УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ
Если нет каких-нибудь особых обстоятельств, то ВЫИГРЫШ ОДНОЙ ШАШКИ ДОЛЖЕН ПРИВЕСТИ (при правильной игре, разумеется) К ВЫИГРЫШУ ПАРТИИ.
Далее
Вернуться
в начало
Главная