Разделы:
Начинающим
Родителям
Тренерам
Cкачать файлы
Шашечные сайты
Тест на логику
Термины в шашках
Наши чемпионы
|
ОРЕШКИ РАЗГРЫЗАЮТСЯ ТАК!
1. Тогда проиграл бы Сеня.
2. Если ход белых, то выигрыш черных; если ход черных, то выигрыш белых.
3. При ходе белых выигрывают черные, при ходе черных — белые.
4. Невыгодно.
5. Выгодно.
6. Лучше направо (чтобы встретиться): 1. c1—d2 h8—g7 2. d2—еЗ и т. д. X.
7. Лучше направо (чтобы удрать): 1. d2—еЗ b8—с7 2. еЗ—f4 с ничьей.
8. Выиграть можно: 1. g5—f6! e5:g7 2. h2—g3 (занимая позицию).
9. Ход 1. g1 —f2! выигрывает (1...d8— e7 2. f2—e3 e7—f6 3. e3—f4 h4—g3 4. f4—g5 f6:h4 5. h2:f4X), 1a ход 1. Ь2 — g3? проигрывает (1 ...h4: f2 2. g1:e3 ?d8—e7X).
10. Ход 1. d2 —еЗ! выигрывает (1...d4:f2 2. e1:g3X —оппозиция), а ход 1. e1—f2? проигрывает
(1...g7 —f6 2. d2—еЗ d4—сЗ 3. f2 — g3 сЗ—b2 4.e3—d4 b2—a1 5. d4 —c5 a1— e5X).
11. Выигрывает только 1. h6—f8! d6—e5 2. f8—g7 e5—f4 3. g7:c3X.
12. Выигрывает 1. h6—f4! (отрезая простые по верхнему двойнику)Х. Если же 1...h6 — f8?, то 1...е7 — d6! 2.f8:c5 h4 — g3, и черные прорвутся в дамки — ничья.
13. 1. а7 —b8! с7—b6 2. b8— а7! и т.д. X (2. b8 — е5? вело бы лишь к ничьей).
14. Спасает 1. e1 — d2! с ничьей. При другом ходе дамка отрежет все простые по тройнику—1 ...g7 — h6 и т. д. X.
15. Спасает только 1. e1 — f2! Иначе дамка отрежет простые по верхнему (считая от черных) двойнику — 1 ...с7—b6 и т. д. X.
16. Могут—1. а7—b8! с7 —b6 2. b8—а7! b6—а5 3. а7—d4X.
17. Могут—1. а5 — d8!, и черная простая е7 не в состоянии выйти из-под удара, так как ее блокирует, не пуская на d6, своя же шашка d6. В таких случаях говорят: «у черных САМОБЛОКИРОВКА».
18. 1. h4 — g3 с7—b6 2.g3—!2 b6— а5 3. f2 — e1! h6—g5 4. e1 — d2 g5—h4 d2—e1X.
19. 1. a5—d2 g5—h4 2.d2—e1! a7—b6 3. e1—f2 b6 —a5 4. f2—e1X.
20. 1. g3—h4! g5—f4 2. h4—f2X.
21. 1. b4— a5! b6—c5 2. c3—d4 c5—b4 3. d4:f2X
22. 1. сЗ—b4! c5—d4 2. b4—c5 и т. д. X.
23. 1. еЗ—d4! е5—f4 2. f2—g3 и т. д. X.
24. 1. d2—еЗ! d4—сЗ 2. аЗ—b4 и т. д. X.
25. 1. g3—f4! e5:g3 (или 1...e3:g5) 2. h4:d4 и т. д. X
26. 1. h4—g5! f4—g3 (или 1...f4—e3) 2. g5—f6X.
27. 1. e1 —d2! e3—f2 2. d2—c3 b4:d2 3.c1:g1X.
28. 1. e1—d2! e3—f2 2. d2—e3 f2:d4 3. c3:c7X.
29. 1. d4—e5 d6:d2 2. e1:c7X.
30. 1. e3 — f4! e5 —d4 2. b2—сЗ b4 : d2 (или 2...d4:b2) 3. c1 :c5X.
31. 1. g5—f6! g7:e5 2. сЗ—b4X.
32. 1. e3—d4! c5:e3 2. аЗ—b4Х.
33. 1. h4—g5! f6:h4 2. сЗ—b4X.
34. 1. f4—g5! h6:f4 2. g3:e5 d6:f4 3. сЗ—b4X.
35. 1. g5—f6! e5:g7 2. e3—d4 c5:e3 3. g3—f4X.
36. 1. c5—d6! e5:c7 2. g3—f4 g5:e3 3. c3—d4X.
37. 1. c1—b2! a3:c1 2. еЗ—f4X.
38. 1. c1—b2! c3:a1 2. e5—d6 a1:g7 3. d6—e7 f8:d6 4. h6: a7 и т. д. X.
39. 1. c1 —d2! c3:e1 2. g3—h4X.
40. 1. e1 —d2 c3:e1 2. c1—b2! a3:c1 3. g1 — f2 e1:g3 4. h2:f4 c1:g5 5. h4:h8 h6—g5
6. h8—e5X. Такая комбинация называется ЛЕСТНИЦА.
41. Если 1...b4 —аЗ?, то 2. f2—g3! аЗ: c1 3. g3—f4X.
42. 1...g5—h4? 2. c1—b2! h4:d4 3. b2—c3X.
43. 1...d6—e5? 2. g1—h2! e5:c3 3. c1 —d2X.
44. 1. f2—g3! g5—h4 2. d2—c3!X.
45. 1. f4 — e5! d6:f4 (если 1...b4:d2, то 2. e5:c7 и т.д.Х) 2. g1—h2! b4:d2 3. c1:g5 h6:f4 4. f2 —g3X.
46. 1. a1—b2! g3:e1 2. d4—c5! b6: d4 3. b2—c3X.
47. 1. e1—f2! c5:a3 2. сЗ—b4! a3:c5 3. e5—fo e7: e3 4. f2: d8, и, имея дамку, белые должны выиграть.
Например: 4...d6 — с5 или 4...h4 — g3 5. d8 —f6X; или 4...d6—e5 5. d8—c7 e5—d4 6.c1—d2 f8—e7 7.c7—b8 e7—f6 (7...a7 —b6 8.b8—g3X) 8. d2—e3 d4:f2 9. g1:e3X; наконец, 4...f8—g7! 5. d8—a5 g7—f6 (5...h4 —g3 6. a5—c3 g7—h6 7. сЗ—b4 d6—e5
8. b4—c3 e5 — f4 9. c3—e1 g3—h2 10. e1—h4 a7—b6 11. h4—g3 f4 — e3 12. e1— f2X) 6. a5 — c3 d6—e5 7.c3 — d2 e5—d4 (7...a7—b6 8. d2—еЗ b6— a5
9. g1—h2 и т.д. с выигрышем) 8. d2 — f4 d4 — c3 9. f4 — c7X.
48. 1. d4—c5! a5:a1 2. g3—h4 d6:b4 3. h4:c3X.
49. 1. f2—e3! c3:e1 2. c1 —d2! e1:c3 3. e3—d4 c5:e3 4. g3—f4X.
50. 1. b4—c5! e5:g3 2. сЗ—b4! a5:c3 3. e3—f4 и затем 4. c1—b2Х.
51. Белые угрожают ходом g1 — d4X. Поэтому нужно уйти вверх—1...b2—h8.
52. Угроза с7 — е5Х. Поэтому нужно уйти вниз — 1...g7-a1.
53. После 1...f6 —е5? следует 2. b6—с7! е5:b8 3. g1— h2 b8—а7 4. h2—g1X.
54. Ходы 1 ...f6 — сЗ и 1…f6 — g7 безопасны, а
1 ...f 6—d4? проигрывает: 2. h4 — f2! d4:g1 3. b8—a7 g1—h2 4. c7—b8 h2—g1 5. b8—h2X.
55. После 1. e7 — b4 играть 1...b2 — сЗ нельзя: 2. с7—а5 сЗ: e1 3. b4—сЗХ.
56. После 1. с5—b4 играть 1...b2 — сЗ нельзя: 2. d2—e1 сЗ:а5 3. d6—b4Х.
57. После 1. а5—d8 пойти 1…f6—h8? нельзя из-за
2. d8 — f6X, пойти 1...f6 — сЗ? нельзя из-за 2. с5—b4 сЗ : а5 3. а7 — b6Х, а пойти 1...f6 — b2 можно.
58. Поля сЗ и е5. Если 1. b8—а7 b2—сЗ?, то 2. еЗ—d2 c3:e1 3. а7—f2X, а если 1...сЗ—е5, то 2. h4 —g3 e5:h2 3. а7—b8Х.
59. На 1. d2 — e1 нельзя ответить 1...g7 — d4? из-за 2. e1—f2 d4 : g1 3. b8—a7X, плохо было бы и 1...g7—f6 из-за 2. f4—g5 f6:h4 3. b8—g3X.
60. После 1. b4 — a5 под запретом ход 1...е5—f6 из-за 2. еЗ— g5! f6 : h4 3. а5—d8X.
61. Если 1. d8—g5! h8— a1 и сразу 2. b6—g1 a1—h8 3. g1—h2, то черная дамка в ответ УЙДЕТ с проигрышного поля h8 (3...h8—a1). А белым нужно, чтобы в ответ на их ход 3. g1—h2 черная дамка ПРИШЛА на проигрышное поле h8. Этого можно добиться, сделав промежуточный ВЫЖИДАТЕЛЬНЫЙ ХОД. Так и поступил Сеня—1. d8—g5! h8—a1 2. b6—f2! (выжидательный ход) 2...a1—h8 3. f2 — g1 h8—a1 4. g1—h2, и у черных возник цугцванг — они должны пойти и только из-за этого проигрывают: если 4...а1 — сЗ, то 5. f4—g3, а если 4...a1—h8, то 5. g5—f6X.
62. 1. f8—g7 f6— g5 2. g7—a1 и т. д. X.
63. 1. h4—f6! e5:g7 2. e3—h6! g7—f6 3. h6—g7 f6—g5 4. g7—a1 и т. д. X.
64. 1. b8—е5 h8:d4 2. g1: с5 сЗ—b2 3. с5—d4X.
65. 1. аЗ—е7! d8:f6 2. f2—g3 h4:f2 3. g1:h8X.
66. После 1. g3—h4 черные, чтобы спастись, должны немедленно избавиться от своей предательской шашки h6 — пойти 1...h6—g5, тогда будет ничья. Если же они этого не сделают, а пойдут 1 ...a1 —h8 ( 1 ...a1 —сЗ 2. f4 — g5X, то белые выиграют так: 2. h4 — g5! h8— a1 3. h2 —g1 a1—h8 4. g1 —a7 h8—a1. Теперь следует маневр с выжидательным ходом, который применил в позиции 49 Сеня—5. а7—f2! a1 — h8 6. f2—g1 h8 — a1 7. g1—h2X —у черных цугцванг.
67. Могут! 1. b8 — f4! Белые создали петлю, что мешает черным избавиться от предательской шашки (1...h6—g5 2. h4:f6X). А после 1...h8— a1 следует 2. h4—g5X.
68. 1. d8 —f6! h8:e5 2.g5—e3X.
69. 1. еЗ — g5! и теперь, если 1..f6 — d8, то 2. b4 —а5! h4:f6 3. h2—с7Х; если 1...f6—g7, то
2. b4 —f8X; если 1..f6—h8, то 2. b4—f8 h4:f6
3. f8—g7X; если 1...f6 —d4, то 2. h2 —g1X; если 1...f6 —a1, то 2. b4—c5 h4:f6
3. c5 — d4X.
70. После 1. h6—f4 черным лучше всего отдать обе свои простые (пойти хотя бы 1...d6 — е5 2. f4:c7 d4—сЗ — и ничья). Если же они пожадничают и пойдут 1...d6—с5?, то проиграют: 2. аЗ—b4! с5: аЗ 3. e1—сЗ! d4:b2 4. f4—c1! X.
71. Если 1...е7—f8, то 2. d4—g1 f8:h6 3. еЗ—c1 h6:e3 4. c1:h6X. Если 1...е7— аЗ, то 2. d4—b2 a3:c1 3. f4—h6 c1:f4 4. h6:c1X.72. Надо пойти 1. с7 — f4!, и черная дамка должна будет уйти с тройника (смотри предыдущий пример).
73. Надо пойти 1. g7 — сЗ!, отнимая у черной дамки важное для нее на тройнике поле b4. После этого она пойти на f8 (или на аЗ) не сможет из-за сЗ—g7X (или сЗ — b2Х) и потому должна уйти с тройника либо на d8 (а тогда 2. f4 — d6 — треугольник построен), либо на h4 (а тогда 2. еЗ—с5—треугольник построен).
74. Надо пойти 1. b2—f6!, отнимая у черной дамки важное для нее на тройнике поле е7. После этого она должна уйти с тройника либо на а5 (а тогда 2. еЗ — с5— треугольник построен), либо на e1 (а тогда 2. f4 — d6— треугольник построен).
75. а) 1. f4 — d2 (можно и 1. сЗ—а5 и т. д.) 1...d8—h4 (1...d8—с7 2. с5—b6 с7:а5 3. d2—e1 и 4. e1:a5X)2. с5—f2 h4:e1 3. сЗ— а5 и 4. а5:е1Х;
б) 1. f4—d2 а5—d8 2. с5—b6 d8:a5 3. d2— e1 и 4. e1: а5Х;
в) 1. f4—d2 (можно и 1. сЗ—а5 и т. д.) 1 ...e1—h4 2. с5—f2 h4:e1 3. сЗ—а5 и 4. а5:е1Х;
г) 1. f4—d2 (можно и 1. сЗ— а5 и т. д.) 1 ...h4—e1 (1...h4 —d8 2. c5—b6 d8:a5 3. d2—e1 и 4. e1:a5X) 2. c5—g1 e1 — h4 3. g1 — f2 h4:e1 4. сЗ—a5 и 5. a5:e1X.
76. 1. еЗ—c5 — треугольник построен. Теперь, если 1...h4—e1, то 2. f4—d2 (можно и 2. сЗ—а5) 2...e1— h4 3. с5—f2 h4:e1 4. сЗ—a5 и 5. a5:e1X, а если 1...h4 — d8, то 2. f4—d2 (можно и 2. сЗ—a5) 2...d8—h4 3.c5—f2 h4:e1 4. сЗ—a5 и 5. a5:e1X.
77. 1. f4—d6 — треугольник построен. Теперь, если 1...d8—а5, то 2. d6—b4 (можно и 2. сЗ — e1) 2...а5—d8 3. еЗ—b6 d8:a5 4. сЗ—e1 и 5.е1:а5Х; а если 1...d8—h4, то 2. d6—b4 (можно и сЗ — e1) 2...h4 — d8 (2...h4—g3 3. еЗ—f2 g3:e1 4. b4—a5 и 5. a5:e1X) 3. еЗ—b6 d8:a5 4. сЗ—e1 и 5. e1:a5X.
78. Четыре хода: 1. сЗ—a5 e1—h4 2. e3—f2 h4:e1 3. f4 —d2 и 4. a5:e1X.
79. Два хода: 1. f4—h6 a5:f4 2. h6:c1X.
80. Нужно дамкой сЗ сделать выжидательный ход—1. сЗ—a1. И тогда, если 1...е7—b4 (пойти 1... е7—f8 или 1...е7—аЗ нельзя из-за 2. a1—g7X или 2. a1 —b2Х), то 2. a1 — f6 b4—а5 3. еЗ—с5 — треугольник, или 2...b4—e1 3. f4 — d6 — треугольник;
если 1...е7 —d8, то 2. еЗ—с5 d8—а5 3. a1 —f6 — треугольник, или 2...d8—h4 3. a1—сЗ — треугольник;
если 1...е7—h4, то 2. f4 — d6 h4—d8 3. a1— сЗ — треугольник, или 2...h4 — e1 3. a1—f6 — треугольник.
81. 1. f4 — g5! h6:f4 2. f2—e3! f4 : d2 3. h4—g5 f6:h4 4. h2 —g3X.
82. 1. b6—c7! b8:d6 (или 1...h4:f2 2. g1:c5 b8:d6
3. b4 —a5X) 2. b4 —a5! h4 : f2 3. g1 :c5 d6 : b4
4. a5 : e1 — оппозиция в пользу белых.
83. 1. b2—аЗ! d4:b2 2. d2—еЗ f4:d2 3. c1:e3X.
84. 1. g1— f2! e3:g1 2. c1 —d2X.
85. 1. c5—d6! e7:f4 (но пока не бьет шашку е5, так как этому мешает шашка d6, которую нельзя было убрать с доски до окончания хода) 2. g1—h2 f4: d6 3. h2:a3X.
86. 1. h4—g5! f6:h4 2. f2—g3! h4:d4 3. f4—g5 h6:f4 4. d2—e3X.
87. 1. g1 — f2! c3:a1 2. c1—b2! a1:c3 3. f2—g3 h2:f4 4. g5:e7X.
88. 1. g7—f8! f6:d4 2. f8—g7! g3: e5 3. d2—e3X.
89. 1. f2—e3! f4:d2 2. b2—c3 d2:b4 3. a3:g5 h6:f4. Кажется, что белые ничего не добились: шашек осталось поровну, а черная простая f4 выглядит очень грозной. Однако белые жертвуют шашку —4. h2 — g3! f 4: h2 3. h4 — g5, после чего одна их простая g5 расправляется с двумя черными. Такое выгодное для одиночки противостояние шашек (одна против двух!) называется УСИЛЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ.
90. 1. d8—b6! а5:с7 2. с5—d6! c7:g7 3. f8—b4! аЗ:с5 4. h6: g1X.
В книге помимо позиций ее авторов приведены и следующие диаграммы: Демишев А. (37), Калинский Д. (68), Оводов А.— Ратников Н. (27), Прибыльский И. (71), Цветков В. (41), Цветов М. (69, 70), Цирик 3. (65), ЯчеЙкин В. (28, 29, 30);
в нотации: Алексеев Н. (87), Галкин М. (50), Дерябин В. (49), Левицкий В. (85), Ленточкин А. (46), Торопов Н. (48), Туманов Н. (69), Чунчаев В. (88).
ЕЩЕ КОЕ-ЧТО ВАЖНОЕ
(перед последней точкой)
Итак, ты прочитал свою первую книжку о шашках. Надеемся, что игра тебе понравилась, и ты теперь хочешь играть лучше Храбрика, даже лучше Сени, а то и лучше авторов книжки. Хочешь выигрывать у бабушки и дедушки, у мамы и папы и, может быть, у всех ребят из твоего дома, а то и со всей улицы. Что же нужно делать и чего не нужно, чтобы эти желания исполнились?
Нужно:
как можно чаще играть, и всегда в полную силу — обдумывать каждый свой ход, пытаясь определить, какие выгоды или невыгоды он принесет.
При проигрыше стараться выявить его причину.
Завести тетрадь для записи встреченных тобой (в твоих ли партиях, или в чужих, или в печати) комбинаций.
Не нужно:
подбирать противников послабее и уклоняться от игры с сильными.
Расстраиваться после поражения.
Расхваливать свою игру или успехи и пренебрежительно отзываться об игре твоих партнеров.
А теперь осталось пожелать тебе в шашках больших достижений. Что мы и делаем!
Вернуться
в начало
Главная
|
Содержание:
Сеняспрописной и его гость
Храбрик удостаивает Сеню чести
Главный чемпион мирового класса
Малое кругосветное...
В космос без ракеты
Храбрик играет на рубашке
Храбрик ловит дамку
Вчера, сегодня, завтра
Храбрик объявляет приказ
Грандиозный шашечный бал
Двенадцать быстрых побед
Орешки разгрызаются так!
Как играют в шашки. Правила
|